Почему возраст двух лет часто называют «трудным»
Особенности и поведение детей в возрасте от 1 до 3 лет
Мать одного мальчика поделилась историей о своем сыне: «Когда моему сыну исполнилось 18 месяцев, мы ощутили некоторое облегчение: жизнь стала проще по сравнению с его первым годом. Он начал ходить, и больше не требовалось следить за каждым шагом. Он также начал говорить, что упростило понимание его потребностей. Однако вскоре после этого начались вспышки гнева, постоянное хныканье и иногда летающие предметы, такие как его бутылка с водой, оказывающаяся у меня в голове. Подруга в шутку сказала, что мой сын опередил свой возраст, имея в виду, что кризис двух лет пришел раньше времени.»
Так почему же возраст двух лет считается таким сложным и как родители могут справиться с нелегким поведением малышей в этом периоде? Есть множество причин, которые способствуют этому.
Эмоциональные и поведенческие аспекты
Во-первых, дети этого возраста могут испытывать целый спектр эмоций: радость, злость, грусть, страх. Они начинают иметь свои цели и могут расстраиваться, когда им мешают их достижению, даже если это делается для их же безопасности. Сочетание того, что они способны испытывать эти чувства, и того, что они еще не могут их контролировать, делает этот возраст "трудным".
Способность управлять эмоциями и саморегуляция связаны со способностью контролировать свои мысли и действия, чего малыши еще не умеют. Взрослые могут управлять своими эмоциями даже в трудные моменты, но дети в этом полностью полагаются на родителей, которые должны их успокаивать.
В первый год жизни дети начинают учиться самоуспокоению, например, находя утешение в игрушке. С ростом они постепенно обучаются контролировать свои эмоциональные реакции, что происходит медленно и продолжается на протяжении всего детства и юности.
Стратегии помощи и поддержки
Дети не в состоянии полностью контролировать или выражать свои эмоции через слова, что усложняет понимание их раздражительности. В результате они могут проявлять агрессию или закатывать истерики, но со временем они начинают демонстрировать первые признаки самообладания.
Со временем дети развивают стратегии, которые помогают им справляться с эмоциями. Важно помочь детям разработать их собственные стратегии, такие как поиск помощи у взрослого или отвлечение от раздражающего фактора. Это может быть особенно полезно для малышей, которые уже могут понимать и следовать инструкциям.
Развитие самоконтроля и понимание своих эмоций способствует успешному социальному взаимодействию. Спустя время, когда дети овладевают этими навыками, приступы истерики уменьшаются, и поведение становится более спокойным.